Главная » Политика

Будущее межнационального диалога зависит от СМИ

28 ноября 2017 Комментариев нет

СМИ активно участвуют в повседневном межнациональном диалоге в России, и именно от их объективности во многом зависит его успешность. Об этом рассказал, выступая на научно-практическом круглом столе, посвященном обобщению и развитию практического опыта московских диаспор по укреплению межнационального взаимодействия в столице России и формированию образа москвича, эксперт «Вестника Кавказа» Матвей Катков.

В Москве, в Шуваловском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова сегодня проходит научно-практический круглый стол, посвященный обобщению и развитию практического опыта московских диаспор по укреплению межнационального взаимодействия в столице России и формированию образа москвича. Мероприятие организовано лабораторией истории диаспор Исторического факультета МГУ, российским федеральным информационно-аналитическим агентством «Вестник Кавказа», РОО «Национально-культурная автономия «Белорусы Москвы»», организацией «Москва и москвичи», порталом «Дружба народов. Палитра московских диаспор, землячеств, автономий, национально-культурных общественных организаций», Федеральной Грузинской национально-культурной автономией в России и Всероссийским конгрессом этножурналистов при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Матвей Катков напомнил, что в отношениях России и регионов Северного Кавказа культурный фактор изначально тесно сосуществовал с политическим, соответствующая тенденция прослеживается еще со времен заключения брака между Иваном Грозным и кабардинской княжной Марией Темрюковной — задолго до того, как Кавказ стал отдельным направлением российской региональной политики.

Эксперт уточнил, что ко времени присоединения Кавказа к Российской империи в XVIII – первой половине XIX века этот регион характеризовался весьма пестрым религиозным и этническим составом: здесь жили мусульмане, иудеи, православные христиане и язычники. При этом, указал он, идентичность региона была не столько этнической, сколько конфессиональной, но в любом случае границы между религиозными группами были чрезвычайно подвижными.

Катков отметил, что Российская империя осуществляла политику по формированию среди народов Кавказа имперской идентичности и имперского сознания, однако процесс этот распространялся не только «сверху», но и «снизу»: например, многие представители местной военной и религиозной элиты поддерживали просветительскую политику и открытие в регионе школ.

«Горцев приглашали на учебу в столичные российские учебные заведения, университеты, особой популярностью пользовались институты кадетского корпуса. Одновременно с этим на самом Кавказе за счет казенных средств создавались системы начального, среднего и высшего образования. Довольно скоро стали популярными учебными заведениями Ставропольская и Екатеринодарская гимназии, наиболее успешные выпускники которых продолжали обучение в столице. В конце XIX века на Кавказе стали появляться аульные начальные школы, а в крупных городах организовывались средние учебные заведения», — поведал эксперт.

Кроме того, по его словам, именно в XIX веке бурно развивается письменность на языках народов Северного Кавказа: так, в первой половине XIX столетия адыг Умар Берсей начал в Ставропольской гимназии изучение черкесского языка.

«Интерес к кавказской культуре и языкам проявляли и преподаватели столичных вузов. Так, в 1829 году преподаватель Петербургского университета Грацилевский создал алфавит кабардинского языка для обучения грамоте кабардинских князей и дворян, служивших в Кавказско-горском полуэскадроне», — добавил Катков.

Эксперт обратил внимание, что культурный диалог двигался не только от центра к окраинам, но и в обратном направлении. «В этом отношении показательна история западного адыга Казы-Гирия, ставшего известным публицистом. Его статьи, в том числе и на русском, публиковались одно время в «Современнике». При этом сам он находился на российской военной службе, бывал в Петербурге, был вхож в салоны представителей интеллигенции и выступал за развитие дружеских отношений между Россией и народами Кавказа», — сообщил он.

«Создание системы светского образования на Кавказе не исключало и возможность получения образования религиозного. В это же время на Кавказе активно распространялись школы при мечетях, сеть которых к концу XIX столетия существенно расширилась. Одновременно с этим Россия поддерживала создание на Кавказе театров и библиотек, этот процесс совпал по времени с развитием просветительского движения среди самих горцев», — пояснил эксперт.

Матвей Катков подчеркнул, что интерес к кавказской культуре не угасал даже в такие сложные периоды, как Кавказская война 1817-1864 годов. «Офицеры российской императорской армии с охотой перенимали горскую одежду и предметы быта, что в дворянской среде того времени было отличительной чертой офицера, служившего на Кавказе. Имам Шамиль после своей капитуляции вспоминал, что был крайне удивлен, когда встречал в Санкт-Петербурге армейских офицеров, носивших бурки. С Кавказской войной, в частности,  связано имя поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, в творчестве которого регион занимает особое место», — отметил он.

В ХХ веке выходцы с Кавказа, напомнил Катков, не только занимали высшие посты в руководстве СССР, но и вносили вклад в развитие советской культуры, в частности, речь идет о певцах Муслиме Магомаеве и Вахтанге Кикабидзе, писателе Фазиле Искандере, режиссере Георгии Данелия и других.

«Сегодня, в дополнение к традиционным и политическим механизмам культурного взаимодействия, все большую роль приобретают СМИ. Через их призму отражаются практически все значимые региональные события. Именно посредством них широкая аудитория знакомится с культурой и традициями народов Кавказа. В современных условиях, когда общественное мнение во многом формируется под влиянием телевидения и интернета, неизмеримо возрастает роль и ответственность СМИ за создание атмосферы гражданского мира и согласия», — заявил эксперт.

Современная пресса объединяет в себе почти все возможные аспекты культурного диалога, распространяя информацию о жизни региона, в том числе о выставках, концертах, спортивных и других мероприятиях, а также служа площадкой для обмена экспертными мнениями по острым, неоднозначным и даже дискуссионным вопросам, пояснил он.

«Можно с уверенностью утверждать, что будущее межнационального диалога сегодня во многом зависит от объективности и профессионализма СМИ, а также от их готовности к взаимодействию с широкой общественностью и способностью реагировать на вызовы современности», — заключил Матвей Катков.

Источник: Вестник Кавказа

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.