Главная » Интервью

Власти обязаны реагировать на каждый случай дискриминации

15 июля 2016 Комментариев нет

101_0Член Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства в Молдове Андрей Бригидин рассказал в интервью Ассоциации по внешней политике (АВП) о восприятии явления дискриминации на местном уровне.

В течение восьми месяцев совет и АВП организовали несколько тренингов по тематике предупреждения и ликвидации дискриминации, в которых участвовали представители местных органов публичного управления (МОПУ) из всех регионов страны, а также представители неправительственных организаций и средств массовой информации.

— Почему вы решили организовать учебные мероприятия именно для служащих местных органов публичной власти?

— По той причине, что они ежедневно взаимодействуют с гражданами — люди обращаются либо для решения определенных проблем, либо с требованиями обеспечить им соблюдение определённых прав. Поэтому важно, чтобы работники МОПУ знали, как следует реагировать на случаи дискриминации. Ранее мы проводили аналогичное обучение и других групп, например, педагогических кадров, полицейских и др.

Вторая причина — процесс децентрализации, в результате которого главными субъектами обязанностей станут органы местного самоуправления. Согласно положениям Закона об обеспечении равенства, главными главными субъектами, ответственными за внедрение этого законодательного акта, являются Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, органы публичной власти и судебные инстанции. Поэтому очень важно, чтобы МОПУ знали, как эффективнее предупреждать и бороться с явлением дискриминации.

— В тренингах участвовали и журналисты. Как оцениваете качество медийных продуктов (в печатной прессе, на телевидении или радио) в области продвижения толерантности и разнообразия?

— Нам бы хотелось, чтобы в этих тренингах участвовало больше журналистов, однако очень мало представителей СМИ откликнулись на приглашение. Это, вероятно, обусловлено тем, что сфера дискриминации представляет меньший интерес для журналистов. Сейчас в прессе «модно» освещать скандальные ситуации, в том числе на уровне политики, определённые конфликты, будь то в местных советах, в Парламенте Республики Молдова, которые пользуются бо́льшим «спросом» в масс-медиа, чем сообщения о дискриминируемых людях или группах меньшинств.

А между тем в Совет поступает много жалоб на дискриминацию посредством медийных продуктов, а именно: на подстрекательство к дискриминации ряда миноритарных групп. На данный момент у нас в процессе рассмотрения находится случай, когда журналист, говоря о программе инклюзивного образования, излагает собственное мнение, якобы данная программа является ошибочной и учащиеся окажутся в сегрегированной (дискриминационно выделенной. — «СП») среде. В демократическом обществе журналист должен осознавать свою ответственность и освещать тему объективно, обеспечивая плюрализм мнений и не навязывая свою точку зрения. Кстати, в таких случаях заявители могут обращаться с жалобами и в Совет прессы, который является органом журналистского самоуправления.

— Серьёзной проблемой является и то, что социальные ассистенты фактически не обладают специальной подготовкой в этой сфере. Насколько восприимчивой к учебным мероприятиям была данная категория участников?

— Действительно, мы констатировали недостаточный уровень знания положений законодательства в области ликвидации дискриминации. Но мы использовали различные методики, включая практические занятия для социальных ассистентов, на основе конкретных примеров, чтобы участники тренингов лучше поняли, каковы формы дискриминации.

Также мы обучали их различать дискриминацию от несправедливости, знакомили с тем, куда следует обращаться людям, подвергшимся дискриминационному отношению или ставшим жертвами дискриминационных деяний. Мы не ожидаем радикальных изменений после проведения этих учебных мероприятий. Но в то же время надеемся, что после этих семинаров социальные ассистенты и работники, примары, секретари местных советов и т. д. смогут распознавать случаи дискриминации и объяснять людям, как можно обжаловать инцидент в Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации или судебную инстанцию.

— Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства — относительно новое учреждение, образованное после принятия Закона об обеспечении равенства. Как сотрудничаете с другими публичными учреждениями, неправительственными организациями в области прав человека?

— Мы тесно сотрудничаем с Офисом народного адвоката, что нас очень радует. В последние три года активно сотрудничаем с различными НПО, в том числе с Ассоциацией по внешней политике, совместно с которой организовали тренинги для целого ряда целевых групп по всей стране. В сотрудничестве с Ассоциацией «Promo-LEX» организовали тематические тренинги в приднестровском регионе. Мы осознаем, что только одно-единственное учреждение не сможет охватить все наиболее ущемленные в этом плане категории населения, если не объединит свои усилия с организациями, которые являются «рупором» уязвимых групп (лиц с ограниченными возможностями, ромов, этнических меньшинств и др.).

— Некоторые педагоги утверждают, что метод отдельного обучения некоторых категорий детей более подходящий, чем нынешний метод совместного обучения. Ваше мнение о таком подходе к образовательному процессу?

— Есть ряд трудностей как финансового порядка, так и позиционного, поведенческого характера. Много финансовых барьеров, не во всех населённых пунктах есть вспомогательные педагогические кадры. Нередко педагоги, вместо того чтобы адаптировать школьную программу в зависимости от особых потребностей учащихся, заботятся только о том, чтобы «обеспечить тишину и порядок» на уроках.

Другая проблема заключается в том, что педагоги не располагают методическими руководствами по адаптации школьной программы. Малая зарплата или отсутствие финансовой мотивации — ещё одно препятствие в процессе внедрения стандартов инклюзивного образования.

Существуют также барьеры позиционного порядка. Некоторые педагоги утверждают, что было лучше в той системе, которая досталась в наследство от Советского Союза. С их точки зрения, дети чувствуют себя лучше, комфортнее в такой среде (в интернатах). Это ложная гипотеза, и международные профильные учреждения неоднократно указывали, что институционализация должна быть последним вариантом решения проблемы обучения лиц с особыми потребностями. Акцент следует ставить на инклюзивность, на среду, обеспечивающую разнообразие. Заслуживает сожаления тот факт, что некоторые педагоги всё ещё не понимают значение разнообразия. Именно поэтому мы и проводим учебные мероприятия с разными категориями граждан.

Лилия Захария

Данная статья выполнена в рамках проекта «Обучение социальных ассистентов, представителей гражданского общества населенных пунктов и региональных СМИ в области предупреждения, сообщения и борьбы с дискриминацией на региональном и местном уровнях» при поддержке проекта «Поддержка национальных учреждений в области защиты и продвижения прав человекав соответствии с рекомендациями Советов по конвенциям ООН и Универсальному периодическомуобзору», финансируемого Министерством иностранных дел Норвегии и внедряемого Программой развития Организации Объединенных Наций и Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека.

esp.md

Leave your response!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also subscribe to these comments via RSS.

Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.

Я не робот.